В рамках Всероссийского дня правовой помощи детям и Всемирного дня прав ребёнка в библиотеках МУК «Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека» прошли информационно-правовые мероприятия для детей разных возрастных групп.
20 ноября ежегодно с 2013 года во Всемирный день ребенка в Российской Федерации осуществляется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
16 ноября в Детской библиотеке им. А. С. Пушкина и Выдвиженской сельской библиотеке прошли мероприятия в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям. Детская библиотека им. А. С. Пушкина подготовила урок права «Право есть и у меня» для учащихся 5 класса МОУ «Лицей №3», на котором присутствовала методист управления общего образования администрации Ртищевского муниципального района Дякина Юлия Александровна. Она рассказала ребятам о празднике, которому посвящена встреча, и о главном документе, защищающем их права – Международной конвенции о правах ребенка. В ходе мероприятия ребята не только познакомились с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, но и постарались научиться применять их в жизни. Свои знания учащиеся проверили, выполняя ситуационные задания «Закон в сказках», «Назови одним словом», «Где права, а где обязанности», «Учусь быть гражданином». Дети оказались в различных правовых ситуациях и поняли, что у каждого человека есть права, но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. В заключение, ребята приняли участие в викторине «Твои права и сказочная страна Литературия».
Библиотекарь Выдвиженской сельской библиотеки Межевова О. Н. провела час правовых знаний «Ваши права, дети» для учащихся старших классов СОШ № 1, на котором рассказала о Декларации прав ребенка и Конвенции прав ребенка. Вместе обсудили проблемы детей во всем мире и обратили внимание на взаимоотношения взрослых и детей. Ребята ответили на вопросы теста и викторины «Знакомимся со своими правами и обязанностями». Приняли участие в ситуационной игре, в которой должны были определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обращаться, если попал в сложную ситуацию.
20 ноября работники центральной районной библиотеки для студентов Ртищевского филиала СамГУПС провели час правовых знаний «Что я должен и на что имею право», посвященный вопросу прав и обязанностей несовершеннолетних. Студентам рассказали о принятии Конвенции ООН о правах ребенка, о законодательных актах Российской Федерации, защищающих права детей. Подробно рассмотрели, в каком возрасте какими правами может воспользоваться несовершеннолетний и какие обязанности он должен выполнять. Также особое внимание было уделено государственным службам, уполномоченным защищать интересы несовершеннолетних.
Сотрудники Детской библиотеки подготовили и провели для учащихся 6-7 классов МОУ СОШ № 1 квест–игру «В поисках прав детей». Ребята познакомились с важным документом – «Конвенцией о правах ребенка», рассказала о ее роли и значении в жизни каждого ребенка. Они узнали, что государство стоит на защите их прав и интересов.
Разделившись на две команды, ребята получили маршрутные листы, и отправились путешествовать по станциям, каждая из которых обозначала права детей: «Образование», «Правовая», «Медицинская» и другие. На станции «Художники» ребята представили в своих рисунках те права, о которых узнали в ходе игры. В итоге квест–игры команды нашли «Конвенцию о правах ребенка», сфотографировались на память, получили памятки по правам ребенка.
Для воспитанников детских садов «Вишенка» и «Колобок» и предшкольной группы ДДТ «Гармония» в Детской библиотеке прошел кукольный спектакль «Твои права и сказочная страна» по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Ребята узнали, какие права сказочных героев были нарушены.
В Шило-Голицынской сельской библиотеке для детей среднего школьного возраста прошла правовая игра «Мы тоже имеем право». Кашкина Т. А., заведующая библиотекой, рассказала ребятам о Всероссийском дне прав ребенка, главном документе, защищающем их права – Конвенции о правах ребенка. Затем ребятам было предложено попрактиковаться в своих правовых знаниях и принять участие в конкурсе «Сказочные правонарушители». Ведущая напоминала ребятам уже знакомые им сказки, а участникам нужно было определить, нарушаются ли права персонажей в произведениях: «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстого, «Серая Шейка» Д. Н. Мамина — Сибиряка, русские народные сказки, «Золушка» Ш. Перро.
Работники городской библиотеки № 4 для учащихся третьего класса СОШ № 4 провели литературно-правовую игру «Путешествие в страну прав и обязанностей». Библиотекарь рассказала о том, что у всех, без исключения, детей имеются равные права, независимо от их цвета кожи, национальности или места жительства. Все эти права записаны в важном документе – Конвенции «О правах ребёнка». Отгадывая загадки о правах, ребята размышляли и об обязанностях, рассказывали о том, как они помогают своим родителям, как ведут себя в общении с другими людьми. На примере сказочных историй ребята рассмотрели случаи нарушения прав человека и способы их защиты. Закрепить полученные знания им помогли ситуативные игры и викторина.
Час права «Зная свои права, умей себя защитить» провела городская библиотека № 2 для учащихся МОУ СОШ № 5. Разговор начался с вопросов: является ли Россия правовым государством? Какие законы, защищающие права детей, знают ученики? Какие организации занимаются охраной прав ребёнка? Ребята поделились своими знаниями, а библиотекарь дополнила их ответы.
С интересом ученики узнали, как обстояли дела с правами детей в разных странах до принятия Конвенции ООН о правах ребенка. Вниманию ребят также был представлен обзор серии книг П. Астахова, рассказывающих детям о праве.
Газопроводская сельская библиотека подготовила для учеников среднего школьного возраста правовую квест-игру «Я ребенок. Я имею право…»
Командам были розданы маршрутные листы, на которых указаны станции «Правовая», «Медицинская», «Здоровое питание», «Литературная», «Художники». На каждой станции дети выполняли задания и за правильные ответы получали подсказки. Когда все задания были выполнены и все подсказки собраны, команды без труда нашли главный детский документ – «Конвенцию о правах ребенка».
Ребятам рассказали об истории создания Конвенции, познакомили со статьями правового документа. Также они узнали о создании всемирной организации по правам человека – ООН, о Всеобщей декларации прав человека.