Продолжаем цикл статей о наших героях-земляках, посвященный 75-летию Великой Победы. Этот рассказ об одном из первых комсомольцев села Макарово, капитане дальнего плавания, Почетном жителе города Ленинграда — о Савве Георгиевиче Дальк.
Савва Георгиевич Дальк родился в 1905 году в г. Петербурге (позднее г. Ленинград). Отец его был мелким служащим страхового общества «Россия». Умер отец в 1917 году, оставив семью без средств. В семье осталось трое детей. У Саввы Георгиевича была старшая сестра и младший брат. Мать в 1918 году решает из голодного Петербурга уехать в деревню. Она забрала детей и поехала в Саратовскую губернию. В дороге семья заболела тифом. Выгрузились на станции Вертуновка и на подводе поехали в Макарово, но не доехали. Семья в первое время остановилась в д. Чиганак, затем перебрались в Макарово. Сестра Саввы Георгиевича стала работать учителем географии 2-ой ступени. Савва с братом учились.
В 1919 году, коммунисты Георгий Веденяпин и Ольга Александрова организовали ячейку РКСМ. Савва Георгиевич был принят в ряды комсомола одним из первых. После ликвидации банды Антонова, осталось много бандитов, и комсомольцы принимали самое активное участие в их ликвидации. Затем была организована борьба с самогонщиками. В 1921 году, когда был голод в Поволжье, комсомольцы участвовали в сборе церковных ценностей для нужд голодающих. Это было очень трудно, так как большинство было верующих, и они всячески старались утаить ценности.
Но не только этим занимались комсомольцы. В клубе регулярно проводились политзанятия. Было очень мало литературы. Пользовались книгой Коваленко и газетой «Беднота». Чуть позже была организована изба-читальня.
В 1922 году Савва Георгиевич поступил работать в Волисполком. Шестнадцатилетний парнишка заведовал ЗАГСом, женил, хоронил. Затем он перешел работать в Волостной комитет РКП (б). В 1923 году на 5-летнем юбилее Ленинского комсомола, Савву Георгиевича принимают в кандидаты партии революционеров. В кандидатах, он проходил два года и в мае 1925 года стал полноправным членом коммунистической партии большевиков.
Савва с самого детства мечтает о военном флоте. В конце 1923 года молодой коммунист добивается направления в военно-морской флот, и уезжает в город Ленинград. Но по состоянию здоровья в военный флот его не берут, и тогда С. Г. Дальк отдает документы в торговый флот. Он поступает в мореходное училище и в 1929 году оканчивает его. Так как Савва Георгиевич очень стремился обучиться мореходному делу, то он не чурался никакой работы. Пока учился, даже на камбузе пришлось поработать, и в матросах походить. А с 1929 года, после окончания «мореходки» он направляется на корабль помощником капитана. В 1936 году Савва Георгиевич был назначен капитаном на судно заграничного плавания «Спартак». Порою было очень трудно, но команда не сдавалась.
Жизнь Саввы Георгиевича прошла не совсем обычно, и как сказал один товарищ о нем, — он «человек тяжелой судьбы». Самыми тяжелыми годами в его жизни, были годы, проведенные в концлагере.
22 июня 1941 года, волею судьбы, Савва Георгиевич со своей командой встретил в германском порту. Согласно пакту о ненападении Германии и, как тогда говорилось, по приказу Сталина, шесть советских пароходов, буквально за 2–4 дня, были посланы в Германию. В ночь на 22 июня 1941 года (пока война еще не была объявлена) немцы ворвались на пароход, забрали всю команду и отправили в концентрационный лагерь. Здесь и пробыл С. Г. Дальк всю войну, испытав на себе все «прелести» гестаповского концлагеря. Но моряки есть моряки, они не потеряли себя, несмотря на все ужасы концлагеря, они остались единым коллективом советских людей. Здесь, в лагере, моряки создали партийную организацию, и возглавил её Савва Георгиевич Дальк.
После возвращения команды (а потеряно было 30% команды) о подвиге моряков была написана книга «Неспущенный флаг». Автором книги был капитан дальнего плавания Юрий Клименченко. В Центральном музее Морского флота, в городе-герое Одессе, есть раздел о моряках в период нахождения их в концлагере.
С 1947 года С. Г. Дальк занимается переводом малых речных судов морем на реки Сибири (Обь, Енисей, Лену) и на Дальний Восток. Нелегким путем приходила экспедиция к своим успехам. Трещали речные «коробочки» на бушующих волнах Ледовитого океана, лопались палубы, лед пробивал тонкие корпуса, часто шли пароходы со свернутыми рулями. Постоянно льды преграждали путь, не давая пройти судам. Сумасшедшая качка не давала работать, утомляла людей. Но всегда эти сильные, мужественные и смелые люди находили верный путь из всякого создавшегося положения. И всегда пароходы приходили вовремя. Но 1 сентября 1962 года, пароход «Бравый» застрял во льдах моря Лаптевых, и пришлось ждать, когда его выручит мощный атомоход «Ленин». Побеждали мужество, сила и отвага. И только что вырученный из беды пароход продолжил свой нелегкий путь.
В далеком 1948 году, впервые в истории Советского Союза был осуществлен массовый перегон речных судов моряками Ледовитого океана на реки Сибири. Нигде в мире о таком не слышали. За границей удивлялись, не верили. Пароход «Бравый» продолжал путь. Осуществляли эти необычные переходы, полные всяких неожиданностей и трудностей, мужественные люди. Недаром правительство тех лет высоко оценило их работу. Многие из них были награждены орденами, медалями, грамотами Президиума Верховного Совета. В число этих героев входил и Савва Георгиевич Дальк.
С. Г. Дальк был секретарем парторганизации, членом бюро, дважды был депутатом Ленинградского Совета. Награжден почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР, Якутского Верховного Совета, Красноармейского окружного исполкома и семью грамотами министерства. Савва Георгиевич ушел на пенсию в 1970 году. Жил в г. Ленинграде и выполнял общественную работу.
О С. Г. Дальк написаны две книги. Обе они одного автора Юрия Клименченко. Книга «Неспущенный флаг» повествует о том, что наши, советские моряки, которые в годы войны находились в гестаповском концлагере, не сдавались, а боролись. Боролись, несмотря на своё положение, которое было крайне тяжелым. В газете «Водный транспорт» за май 1960 года был напечатан отрывок из этой книги.
Вторая книга Юрия Клименченко «Перышки в океане» написана о самоотверженном, героическом труде моряков, которые занимаются переводом малых речных судов Арктическими морями на реки Сибири; о трудных путях речных корабликов в море, о «пёрышках» в океане.
29 января 1971 года в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья «Флаг «Магнитогорска», в которой тоже рассказывалось о Савве Георгиевиче, о его пароходе «Магнитогорск», который попал к немцам.